Номинация «Художественное творчество»
Шишков Сергей Юрьевич
Художник-монументалист, член Союза художников России.
Сергей Юрьевич Шишков получил образование в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной на кафедре «Монументально-декоративная роспись» (1978 – 1983). После окончания училища с 1983 по 1993 год работал в системе Художественного фонда Новосибирского отделения Союза художников России первоначально в технике «роспись».
Со временем у художника появляется интерес к витражному искусству. «Витражное мышление», оперирующее пространством, воздухом и светом, определило творческое кредо Сергея Юрьевича Шишкова и стало инструментом осмысления как архитектурных решений, так и авторского творчества в станковых работах. В 1993 году художник принял участие в формировании кафедры «Монументально-декоративного искусства» Новосибирского архитектурно-художественного института.
Работая в институте, художник параллельно осваивал основы церковного искусства, подготавливая проекты и принимая участие в росписи церквей. В дальнейшем были выполнены мозаики для часовни Мемориала Славы и собора Александра Невского в Новосибирске, мозаичное декорирование всех фасадов часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери (образ Одигитрии) в Кемеровской области в городе Киселёвске (всего — 13 изображений и декоративных деталей); мозаики для церкви Николая Чудотворца в посёлке Полысаево Кемеровской области.
Мозаики Сергея Юрьевича Шишкова, выполненные для Музея Н.К. Рериха в Новосибирске и Мемориала (часовни) во Имя Покровителя Руси Преподобного Сергия Радонежского, возведённого на территории музея, можно назвать вершиной творчества художника. Центральное и единственное изображение внутри часовни — выполненная в мозаике картина Н.К. Рериха «Cвятой Сергий Радонежский». По замыслу Николая Константиновича, она могла предназначаться «для цветного стекла», то есть быть осуществлена в виде витража или мозаики из смальты (таким образом в Новосибирске был реализован этот замысел). В нижней части панно славянской вязью приведены слова Рериха: «Дано св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую…».
В 2017 году на фасаде Музея Н.К. Рериха были установлены две мозаики Сергея Юрьевича Шишкова. Первоначально – панно, выполненное по мотивам картин Н. К. Рериха «Кулута» (1936) и серии картин «Гималаи».
К 10-летию музея состоялось торжественное открытие другого панно, выполненного по мотивам картины Н.К. Рериха «Странник Светлого Града» (1933).
Вспомним и слова Н.К. Рериха: «Мозаика всегда была одним из любимых моих материалов. Ни в чём не выразить монументальность так твёрдо, как в мозаичных наборах. (…) Мозаика стоит как осколок вечности».